Вторник, 23.04.2024, 16:09
ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ
СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

СТАТЬИ И ДОКЛАДЫ

Главная » Файлы » Мои файлы

Психогимнастика и психоречевая гимнастика.
15.12.2014, 20:57

Психогимнастика и психоречевая гимнастика.

Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). В её основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.

(СНОСКА: Из книги: Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990).

Основная цель занятий по психогимнастике — овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения

1, Обучение детей выразительным движениям.

2. Формирование у детей моральных представлений. (дружба)

3. Коррекция поведения. (хвастовство)

4. Снижение эмоционального напряжения

«Логопедические пятиминутки» направлены на развитие:

1 . Общей и мелкой моторики – включают в себя подвижные игры, игры с мячом, пальчиковую гимнастику.

2. Просодической стороны речи – упражнения на развитие диафрагмального дыхания, длительного плавного выдоха, глубокого вдоха, речевого дыхания, силы голоса, темпа и ритма речи.

3. Психических процессов – игры на развитие зрительного внимания, памяти, ловкости, творческого воображения и подражательности.

4. Слухового внимания и фонематического слуха – упражнения «Внимательные ушки», «Подскажи словечко».

Психоречевая гимнастика – это использование и психогимнастики, и речевых физкультминуток.

Задачи работы психолога, логопеда и воспитателей:

- развитие речевой и эмоциональной деятельности, снятие напряжения;

- воспитание положительного положительных эмоций, взаимопонимания, дружбы;

- развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки;

- совершенствование мелкой моторики;

- развитие зрительно – моторной координации:

- развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств;

- активизация самоконтроля звукопроизношения у детей с ОНР,

- активизация отработанной лексики.

 

Когда использовать психогимнастику или психоречевую гимнастику? Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым,.Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.

Также нужно включать психогимнастический комплекс в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками.

Использовать психогимнастику, психоречевую гимнастику можно не только психологу и логопеду, но и воспитателям:

- 1. В качестве частичного замещения «физкультурных минуток», предусмотренных в структуре занятия.

- 2. В качестве ауторелаксации после интенсивной нагрузки (физической или интеллектуальной)

- 3. В качестве «оживления» материала в работе по нравственному воспитанию (при работе по нравственной проблеме, после чтения литературного фрагмента, или вместо использования педагогической ситуации.)

- 4. Как самостоятельный вид групповой, подгрупповой работы, а также для индивидуальной работы с детьми, имеющими «блеклые» моторные реакции, с детьми, затрудняющимися выразить свои мысли и чувства.

Например, передать мимикой и движением поведение …

Обыгрывание.. Енот-полоскун полощется в воде, барсук прячется в норе, ежик ищет место для зимней спячки, лось-великан ходит по болоту, белочка грызет орешки. Медведь в берлоге. Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает. Зима. Медведь находится в зимней спячке. Весна. Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги. Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу. Медвежата и пчелы. Медвежата мед искали, дружно дерево качали. Показать, как раскачивается дерево. Изобразить, как медведь залезает на него, запускает лапу в улей, ест сладкий мед, выражая удовольствие. Пчелы нападают и жалят медведя, ему больно. Показать, как медведь отмахивается, бежит, а затем прыгает в воду. Изобразить: вам жалко медведя.

Очень хорошо использовать музыку, детские песенки, « игры-кричаки»:- Давайте вместе с нами
Пойдем за чудесами
Туда , где есть узоры
За реки и за горы.
Где буе – буе – раки
И где зимуют раки
Где дружно вау – вау
Живет семейка Бау

- Максимум терпения,
Максимум внимания,
Отсюда получается
Взаимопонимание!

- Мы вас любим!
Мы вас тоже!
Потому что мы похожи!!!

- Мы поели, мы попили,

Червячка мы заморили,

Мы пойдём, передохнём

И опять поесть придём!

 

-Эй, ребята, шире шаг! - Эй, ребята, шире шаг!

Нам нельзя скучать никак! - Нам нельзя скучать никак!

Нет, наверно, в целом мире - Нет, наверно, в целом мире

Веселей, дружней ребят. - Веселей, дружней ребят.

Не грустим в семействе нашем, - Не грустим в семействе нашем,

Мы поем, танцуем, пляшем. - Мы поем, танцуем, пляшем.

Все занятья хороши, – Все занятья хороши,

Веселимся от души! - Веселимся от души!

- На берегу - На берегу

Большой реки - Большой реки

Пчела ужалила - Пчела ужалила

Медведя прямо в нос - Медведя прямо в нос

Ой-ой - Ой-ой

Вскричал медведь - Вскричал медведь

Сел на пчелу - Сел на пчелу

И начал петь - И начал петь …

 

Парам-парей - Хэй

Парам-парей - Хэй

Парам-парей - Хэй-хэй-хэй

Настроенье каково? - Во

Все такого мнения? - Все, без исключения

Может вы уже устали? - Мы таких с собой не брали

Может лучше отдохнём? - Лучше песенку споем

 

И эту игру-кричалку можно продолжить какой-либо песней.

Песенка о дружбе из кинофильма «Семь стариков и одна девушка»

Землю обмотали тоненькие нити:

Нити параллелей и зеленых рек,

Совершите чудо - руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек,

Совершите чудо - руку протяните,

Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.

 

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От веселой шутки тает даже снег,

Это так чудесно, если с вами рядом

Улыбнется незнакомый хмурый человек,

Это так чудесно, если с вами рядом

Улыбнется незнакомый хмурый человек.

 

Мы не зря мечтали о волшебном чуде,

Пусть планету кружит всемогущий век,

Совершите чудо - пусть выходит в люди,

Пусть выходит, пусть выходит в люди человек.

Совершите чудо - пусть выходит в люди,

Пусть выходит, пусть выходит в люди человек.

 

 

Песенка про ежат.

Мать - ежиха, выйдя в сад,

Моет маленьких ежат,

Моет маленьких ежат, всех своих ежат…

Утром каплями росы моет глазки и носы,

Моет глазки и носы, глазки и носы…

 

Припев:

Только спинки все в иголках,

Не достанешь, очень колко,

Потому –то , вот беда,

Спинки грязные всегда!

Да!Да! Да!

 

Плачет, плачет мать-ежиха,

А ежата скачут лихо,

А ежата пляшут лихо:

Им-то хоть бы что…

С неба тучка пронеслась,

И со спинок смыла грязь,

И со спинок смыла грязь,

Быстро смыла грязь…

 

Припев:

Так, что радуйтесь, ребята,

Что вы вовсе не ежата,

Не грязнитесь никогда-

Будьте чистыми всегда! Да! Да! Да!

Таким образом, психогимнастика является весьма доступным методом в оздоровительной системе дошкольных учреждений. Психогимнастические игры, этюды и упражнения применимы в любых видах деятельности .Их использование в профилактических целях не требует специальной подготовки.

Используя фантазию, воображение, педагоги, родители и дети могут участвовать в создании новых образов для выразительных движений, снятия напряжения и создания хорошего настроения.

Литература.

  1. «Психогимнастика» М.И. Чистяковой и «Я хочу!»

Категория: Мои файлы | Добавил: МДОУБерезка
Просмотров: 2089 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: