Психогимнастика и психоречевая гимнастика.
Психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы). В её основе лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольника.
(СНОСКА: Из книги: Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990).
Основная цель занятий по психогимнастике — овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения
1, Обучение детей выразительным движениям.
2. Формирование у детей моральных представлений. (дружба)
3. Коррекция поведения. (хвастовство)
4. Снижение эмоционального напряжения
«Логопедические пятиминутки» направлены на развитие:
1 . Общей и мелкой моторики – включают в себя подвижные игры, игры с мячом, пальчиковую гимнастику.
2. Просодической стороны речи – упражнения на развитие диафрагмального дыхания, длительного плавного выдоха, глубокого вдоха, речевого дыхания, силы голоса, темпа и ритма речи.
3. Психических процессов – игры на развитие зрительного внимания, памяти, ловкости, творческого воображения и подражательности.
4. Слухового внимания и фонематического слуха – упражнения «Внимательные ушки», «Подскажи словечко».
Психоречевая гимнастика – это использование и психогимнастики, и речевых физкультминуток.
Задачи работы психолога, логопеда и воспитателей:
- развитие речевой и эмоциональной деятельности, снятие напряжения;
- воспитание положительного положительных эмоций, взаимопонимания, дружбы;
- развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки;
- совершенствование мелкой моторики;
- развитие зрительно – моторной координации:
- развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств;
- активизация самоконтроля звукопроизношения у детей с ОНР,
- активизация отработанной лексики.
Когда использовать психогимнастику или психоречевую гимнастику? Прежде всего, такие занятия показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым,.Не менее важно использовать психогимнастику в психопрофилактической работе с практически здоровыми детьми с целью психофизической разрядки.
Также нужно включать психогимнастический комплекс в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками.
Использовать психогимнастику, психоречевую гимнастику можно не только психологу и логопеду, но и воспитателям:
- 1. В качестве частичного замещения «физкультурных минуток», предусмотренных в структуре занятия.
- 2. В качестве ауторелаксации после интенсивной нагрузки (физической или интеллектуальной)
- 3. В качестве «оживления» материала в работе по нравственному воспитанию (при работе по нравственной проблеме, после чтения литературного фрагмента, или вместо использования педагогической ситуации.)
- 4. Как самостоятельный вид групповой, подгрупповой работы, а также для индивидуальной работы с детьми, имеющими «блеклые» моторные реакции, с детьми, затрудняющимися выразить свои мысли и чувства.
Например, передать мимикой и движением поведение …
Обыгрывание.. Енот-полоскун полощется в воде, барсук прячется в норе, ежик ищет место для зимней спячки, лось-великан ходит по болоту, белочка грызет орешки. Медведь в берлоге. Осень. Медведь выбирает место для берлоги, ложится и засыпает. Зима. Медведь находится в зимней спячке. Весна. Медведь просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно ноги, зевает, потягивается, а затем выходит из берлоги. Лето. Медведь лакомится малиной и ловит рыбу. Медвежата и пчелы. Медвежата мед искали, дружно дерево качали. Показать, как раскачивается дерево. Изобразить, как медведь залезает на него, запускает лапу в улей, ест сладкий мед, выражая удовольствие. Пчелы нападают и жалят медведя, ему больно. Показать, как медведь отмахивается, бежит, а затем прыгает в воду. Изобразить: вам жалко медведя.
Очень хорошо использовать музыку, детские песенки, « игры-кричаки»:- Давайте вместе с нами
Пойдем за чудесами
Туда , где есть узоры
За реки и за горы.
Где буе – буе – раки
И где зимуют раки
Где дружно вау – вау
Живет семейка Бау
- Максимум терпения,
Максимум внимания,
Отсюда получается
Взаимопонимание!
- Мы вас любим!
Мы вас тоже!
Потому что мы похожи!!!
- Мы поели, мы попили,
Червячка мы заморили,
Мы пойдём, передохнём
И опять поесть придём!
-Эй, ребята, шире шаг! - Эй, ребята, шире шаг!
Нам нельзя скучать никак! - Нам нельзя скучать никак!
Нет, наверно, в целом мире - Нет, наверно, в целом мире
Веселей, дружней ребят. - Веселей, дружней ребят.
Не грустим в семействе нашем, - Не грустим в семействе нашем,
Мы поем, танцуем, пляшем. - Мы поем, танцуем, пляшем.
Все занятья хороши, – Все занятья хороши,
Веселимся от души! - Веселимся от души!
- На берегу - На берегу
Большой реки - Большой реки
Пчела ужалила - Пчела ужалила
Медведя прямо в нос - Медведя прямо в нос
Ой-ой - Ой-ой
Вскричал медведь - Вскричал медведь
Сел на пчелу - Сел на пчелу
И начал петь - И начал петь …
Парам-парей - Хэй
Парам-парей - Хэй
Парам-парей - Хэй-хэй-хэй
Настроенье каково? - Во
Все такого мнения? - Все, без исключения
Может вы уже устали? - Мы таких с собой не брали
Может лучше отдохнём? - Лучше песенку споем
И эту игру-кричалку можно продолжить какой-либо песней.
Песенка о дружбе из кинофильма «Семь стариков и одна девушка»
Землю обмотали тоненькие нити:
Нити параллелей и зеленых рек,
Совершите чудо - руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек,
Совершите чудо - руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От веселой шутки тает даже снег,
Это так чудесно, если с вами рядом
Улыбнется незнакомый хмурый человек,
Это так чудесно, если с вами рядом
Улыбнется незнакомый хмурый человек.
Мы не зря мечтали о волшебном чуде,
Пусть планету кружит всемогущий век,
Совершите чудо - пусть выходит в люди,
Пусть выходит, пусть выходит в люди человек.
Совершите чудо - пусть выходит в люди,
Пусть выходит, пусть выходит в люди человек.
Песенка про ежат.
Мать - ежиха, выйдя в сад,
Моет маленьких ежат,
Моет маленьких ежат, всех своих ежат…
Утром каплями росы моет глазки и носы,
Моет глазки и носы, глазки и носы…
Припев:
Только спинки все в иголках,
Не достанешь, очень колко,
Потому –то , вот беда,
Спинки грязные всегда!
Да!Да! Да!
Плачет, плачет мать-ежиха,
А ежата скачут лихо,
А ежата пляшут лихо:
Им-то хоть бы что…
С неба тучка пронеслась,
И со спинок смыла грязь,
И со спинок смыла грязь,
Быстро смыла грязь…
Припев:
Так, что радуйтесь, ребята,
Что вы вовсе не ежата,
Не грязнитесь никогда-
Будьте чистыми всегда! Да! Да! Да!
Таким образом, психогимнастика является весьма доступным методом в оздоровительной системе дошкольных учреждений. Психогимнастические игры, этюды и упражнения применимы в любых видах деятельности .Их использование в профилактических целях не требует специальной подготовки.
Используя фантазию, воображение, педагоги, родители и дети могут участвовать в создании новых образов для выразительных движений, снятия напряжения и создания хорошего настроения.
Литература.
-
«Психогимнастика» М.И. Чистяковой и «Я хочу!»
|